В ПЕРМИ ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО-ФЛАЭРТИАНА.
Размещаю эту заметку для моего знакомого, который живет и работает вдали от Родины и оч., как я думаю, скучает по Перми. :)
Хочу рассказать о встрече с режиссером док. фильмов про ненцев, Э. Бартеневым.
Вопросы, которые ему задавала аудитория, и которые мне показались интересными.
1).Чем занимался раньше?
Ответ: Работал врачом. Ушел в док. кино, т.к. оч. устал, и не было возможности отдохнуть, хотя бы год.
2). Почему заинтересовала именно эта тема?
Ответ: Потому что было интересно, почему ненецкий эпос характеризует этот народ, как этнос с развитой культурой, а современные источники СМИ рассказывают о ненцах, как о людях без-ответственных, алкогольно-зависимых, деградирующих, потенциальных преступниках. Захоте-лось увидеть все воочию.
4). Какова была идея фильма изначально?
Ответ: Изначально, в современной документальной практике по Флаэрти (основателю этой школы), конечная цель (тема фильма) не ясна. Она вырисовывается в процессе длительных и непрерывных съемок. Кстати, основополагающим фильмом школы Флаэрти стал фильм о жиз-ни северо-американского эскимоса Нанука. Сейчас на пермском фестивале Флаэртиана учре-ждены основные премии – золотой Нанук, серебряный и проч.
3). Когда Бартенев понял, что пора заканчивать съемки фильма?
Ответ: Когда понял, что даже, если ненцам, которых он снимал, объявят, что вечером будет ко-нец света, с утра они встанут и, как обычно, не меняя свой жизненный уклад, будут выполнять привычную для них, необходимую, работу
Теперь непосредственно о рассказе Бартенева:
1. Немного истории.
В различных районах северной тундры проживают ненцы, которые сильно отличаются друг от друга языком, культурой и, даже, физическими данными. Бартенев снял несколько фильмов о ненцах. В фильме Яптик Хесе мы видим один этнос, в частности, языческого веро-исповедания. Их одежда знакома многим по различным культурным источникам – это сшитые из шкур, отороченные мехом «рубахи» и «штаны», высокие кожаные сапоги и проч. В фильме Нярма женщины одеты в красные матерчатые платья и головные уборы, напоминающие одеж-ду марийцев или коми. Люди из фильма Нярма называют себя зырянами, в их чумах можно увидеть христианские иконы... Из истории известно, что на Урале раньше проживали коренные народы, так называемые, чудь. В более поздних источниках упоминаются зыряне и другие. Позднее коренные народы финоугорской языковой группы были вытеснены за Уральский хребет, на север, кочевыми тюрскими племенами, в том числе вогулами, пришедшими с юга. В фильме Нярма сняты потомки тех самых зырян, ушедших за Урал и перемешавшихся с местным северным населением, но так до конца и не ассимилировавшимися с ним.
2. Описание условий, в которых работала съемочная группа Бартенева.
Бартенев рассказал, что в диких местах северной тундры проживает народ довольно пестрый.
Во первых, - это аборигены, которые ведут весьма различный образ жизни. Одни кочуют семьями с одного оленьего пастбища на другое. Другие (ненецкие дети), насильно забираемые из семей, коряво «оцивилизованные» чуждым для них укладом, обучаются вместе с русскими детьми в школах, проживая в поселковых интернатах. Как правило, они не способны там адап-тироваться и годам к 13-ти превращаются в потенциальных преступников с алкогольной зави-симостью. Поголовная алкогольная зависимость у ненцев объясняется генетической предраспо-ложенностью, связанной с отсутствием в организме некоторых ферментов, присутствующих в организме европейцев.
Во вторых, - это различные старательно-геологическо-заготовительно-строительные арте-ли, состоящие из народа, в основном русского, зашибающего здесь деньгу. Среди них, следует отдельно выделить группы людей, как их назвал Бартенев (в прошлом врач), «сумасшедших», чья психика была травмирована на афганской и чеченской войнах и в других горячих точках. Эти люди, с военным синдромом, не востребованы в обычных рутинных профессиях провин-циального «болота», тем паче – в столицах. Они ведут разгильдяйский образ жизни, используя водку в качестве ценного продукта валютно-бартерного обмена.
Когда съемочная группа Бартенева попала на Ямал, в ненецкий поселок, там как раз про-изошел один из таких валютно-водочных обменов. Т.е. ребята из «сумасшедших» очень дешево купили у ненцев пушнину, «доплатив», как водится, водкой. Ненцам пить нельзя. Они пьют до тех пор, пока все не выпьют. Пьянеют странно – координация не нарушается, зато весь человек становится «остекленевшим» и с воспаленно-затуманенным мозгом. Группе Бартенева ничего не оставалось делать, как ждать, когда кончится водка, чтобы потом, отрезвевшие ненцы, пере-правили их в некий географический пункт. Ненцы допились до того, что стали воспринимать их в качестве чертей, а потому попросту переправили двух документалистов в святилище (сооружение из костей), расположенное на вершине одной из сопок. Там они их высадили и показали, в каком направлении находится, нужный им, географический пункт. Он был совсем недалеко, виднелся на горизонте, км в 5-ти. После этого ненцы сели в нарды и укатили, не оглядываясь. Потому как оглядываться, так же как и возвращаться за чем-либо забытым в святилище,- нельзя.
3. Описание нештатной ситуации на грани жизни и смерти.
Оказавшись вдвоем посреди тундры, Бартенев с товарищем пошли, в нужном, как им каза-лось, направлении. Однако, спустившись с сопки, они потеряли все ориентиры, т.к. дорог там не было и пришлось сворачивать с прямого пути в поисках брода многочисленных речек. Так они кружили 4 дня. Без пищи, крова и сна. Спать боялись. Знали, ч